• Register

 Сегодня, 15 мая, исполняется 73 года с того дня, как летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый официальный полет на реактивном самолете БИ-1. В честь этого события, в Билимбае прошла конференция с высокими гостями и ветеранами Великой отечественной войны. 

После приветственных слов, в торжественной обстановке был представлен самолет-ракета БИ-1 в натуральную величину, который в дальнейшем будет установлен на расширенном мемориале в поселке Билимбай.
Мало кто знает, что Билимбай — вотчина известных российских промышленников Строгоновых. И почти никто не знает, что Билимбай — родина первого советского реактивного самолета БИ-1
В годы Великой Отечественной войны именно в Билимбае не только осваивали технологию отливки боеприпасов, но и занимались инновационными разработками летательных аппратов под руководством авиаконструктора М.П. Миля (Болховитинова, Березняка, Исаева). 

В первый же день Великой Отечественной войны Григорий Бахчиванджи добровольно ушел на фронт, самоотверженно сражаясь в составе истребительного авиационного корпуса особого назначения, который, в основном, был сформирован по приказу командования из летчиков-испытателей. 

С 1 июля по 10 августа 1941 года он совершил около 70 боевых вылетов (при обороне Москвы сбил 6 фашистских «стервятников»), дослужившись до командира эскадрильи.

К тому времени для нужд фронта был налажен серийный выпуск новых самолетов. Бахчиванджи отозвали на испытательную работу в Билимай, что под Первоуральском, куда был эвакуирован и НИИ ВВС. Здесь ему поручили провести испытание первого советского реактивного самолета. Именно полеты на первом реактивном самолете ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос. Ведь не случайно именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, которую впервые смогли сфотографировать с помощью советских космических станций.

Историки напишут, что на берегу Билимбаевского пруда в тесной дощатой постройке проводились испытания первого жидкостно-реактивного двигателя. Здесь создали первый советский реактивный истрибитель БИ-1

15 мая 1942 года самолет с аэродрома Кольцово совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Григория Бахчиванджи. 

Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями»,летчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Пресс-релиз предоставлен pervo.ru


© СРО ВПП "Единая Россия"